Рынок оживает - мошенники активизируются

В Управлении Росреестра по РТ утверждают: слухи о трудностях с оформлением недвижимости распространяют нечестные посредники

Газета "Республика Татарстан" №151 (26788) от 27 июля 2010 года.

Интервью с руководителем Управления Росреестра по Республике Татарстан - главным государственным регистратором Республики Татарстан Зяббаровым Азатом Галимзяновичем.



Мировой финансово-экономический кризис постепенно угасает. Активизируется рынок недвижимости, почти два года пребывавший в состоянии спячки. Народ вновь покупает квартиры, земельные участки под строительство жилья, которые необходимо оформить в собственность. Число граждан, нуждающихся в услугах Управления Росреестра по РТ, неуклонно растет. В такой ситуации снова заявляют о себе мошенники, предлагающие населению свое посредничество в сфере кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Эти так называемые посредники вводят людей в заблуждение, убеждая их в том, что они не смогут самостоятельно сдать документы на регистрацию прав, им придется выстаивать огромные очереди, а в итоге получить отказ в приеме бумаг. Мол, другое дело - посредник, который войдет в нужную структуру через "специальный вход" и за определенную плату сделает все быстро и наверняка.
На самом ли деле так сложно законным путем получить соответствующие услуги? И стоит ли доверять посредникам? За ответами мы обратились к руководителю Управления Росреестра по РТ - главному государственному регистратору Татарстана Азату Зяббарову.
-Прежде всего, надо знать разницу между посредниками, которые на законных основаниях в целях экономии времени граждан занимаются сбором и сдачей документов, подготовкой договоров, сопровождением сделок, дают юридические консультации, и мошенниками, пытающимися выдавать услуги, оказываемые нашим управлением без какой-либо дополнительной платы, за свои заслуги, и берут за это вознаграждение, - говорит Азат Галимзянович. - Посредники-мошенники попросту пользуются неинформированностью и доверчивостью граждан. Уверяю, никаких "специальных" входов и выходов в нашей организации нет!
- Каков механизм подачи документов на регистрацию?
- Для начала необходимо записаться на прием. Сделать это можно через интернет-сайт управления (www.rosreestr.org) - в разделе "Предварительная запись" или по телефону. При этом нужно лишь сообщить свои имя, отчество и фамилию, контактный телефон, предмет регистрации, удобное время приема. При желании можно сдать документы и по "живой очереди" при личном обращении к нам. Запись осуществляется в течение дня.
Чтобы усовершенствовать процедуру приема документов и сократить ее сроки, у нас с 2008 года функционирует программный комплекс "Предрегистрационная подготовка данных". Благодаря ему любой заявитель - юридическое или физическое лицо может сформировать пакет документов для сдачи в электрон-ном виде. Обеспечиваются минимальное время приема и автоматизированная проверка качества поданных бумаг. Воспользоваться этой услугой можно, зайдя на сайт управления в раздел "Электронный предприем".
 После того как вы записались на прием, рекомендую обратиться к консультанту, который проверит пакет документов и ответит на все возникшие вопросы. Кроме того, в нашем здании расположен центр предрегистрационной подготовки, где заявителю оформят договор купли-продажи, если речь идет о регистрации сделки, составят декларацию и так далее. Этим занимается подведомственный нашему управлению филиал предприятия "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" по Республике Татарстан.
-Очереди в вашей службе всегда вызывали сильное раздражение у населения и обеспокоенность у руководства республики. Как ваша организация борется с этой проблемой?
- Для ликвидации очередей были сделаны серьезные шаги. В частности, увеличено количество линий приема граждан, внедрены услуги, о которых я уже сказал. Это стало возможным благодаря тому, что нашему управлению выделено просторное помещение в Казани на улице Авангардной, 74, - здесь посетителям гораздо удобнее.
Конечно, времена меняются, скорость жизни возрастает, и наши граждане словом "очередь" уже называют впереди стоящих пять-шесть человек. Но надо признать, что число заявителей существенно увеличивается, когда активизируется реализация каких-либо государственных проектов. Таких, например, как предоставление квартир участникам Великой Отечественной войны, социальная ипотека, программа улучшения жилищных условий молодых семей. Но мы на это реагируем оперативно, организуем дополнительные линии приема и консультирования за счет снятия специалистов с других направлений работы.
Советую, прежде чем отправиться в управление, заглянуть на наш сайт в раздел "Камеры online", где представлена видеоинформация из залов ожидания граждан в казанских и территориальных отделениях. Так можно выбрать тот пункт приема документов, где наименьшее количество заявителей. Принято решение, что с 21 июля в центральном казанском офисе управления на Авангардной, 74, прием документов будет вестись шесть дней в неделю.
- Нередко посредники предлагают за определенную сумму ускорить процесс регистрации...
- Управлением Росреестра по РТ государственная регистрация осуществляется в период, определенный действующим законодательством. Кроме общего месячного срока рассмотрения заявлений устанавливаются и сокращенные сроки: например, по регистрации жилья, приобретенного по ипотеке и договорам долевого участия, а также земельных участков по "дачной амнистии", новых построенных объектов и так далее. Следовательно, платить мошенникам деньги за "ускорение" процесса бессмысленно. Все сроки рассмотрения документов строго регламентированы. А при регистрации взимается только установленная законом пошлина, никаких других платежей за наши государственные услуги не предусмотрено.
- С марта этого года вступили в силу изменения в соответствующем законодательстве. В связи с этим приняты какие-либо дополнительные меры в интересах заявителей?
- Конечно, и немало. Во-первых, изменение в процедуре приема документов связано с исключением кадастрового паспорта на объект недвижимости из перечня документов, которые заявитель обязан предоставить для государственной регистрации прав на земельные участки. Теперь мы сами можем получить этот паспорт в Земельной кадастровой палате без участия заявителя. Если кадастровый учет был произведен, то сложностей не возникает. Однако даже в случае, когда эта процедура все же требуется, ситуация для граждан и юридических лиц упрощается, так как оба заявления - и о регистрации, и о кадастровом учете - подаются в регистрирующий орган одновременно. По завершении кадастрового учета начинается рассмотрение заявления о регистрации.
Во-вторых, появилась возможность направить заявление о госрегистрации (или о ее приостановлении, либо о предоставлении информации о зарегистрированных правах) посредством почтового отправления. При этом законодательство сохраняет требование о фиксации личного обращения за регистрацией - это делается путем нотариального засвидетельствования подлинности подписи заявителя. Письмо должно быть направлено с уведомлением о вручении, содержать опись вложения. При желании наших клиентов свидетельство о государственной регистрации прав и другие подлежащие выдаче документы передаются управлением также почтовым отправлением.
В результате этих изменений у заявителя появилась возможность зарегистрировать право на недвижимость или сделку с нею без визита в регистрирующий орган. Это, конечно, удобно для иногородних правообладателей, для лиц, которым идти в присутственное место затруднительно в силу личных обстоятельств. Ну и также для тех, кто страшится очередей.
- С 17 мая по 30 июня  вашим управлением проводился эксперимент по экстерриториальной регистрации прав на недвижимое имущество. Каков результат?
- Эксперимент проводился по объектам, расположенным в  Казани, Набережных Челнах, Альметьевском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском, Лаишевском, Нижнекамском, Пестречинском и Тукаевском муниципальных районах. Суть в том, что у заявителей появилась возможность, допустим, обратиться в Набережночелнинский территориальный отдел для госрегистрации прав на недвижимость, которая расположена в Высокогорском районе. Раньше это делалось, в данном случае, только в Высокой Горе.
На сегодняшний день можно констатировать, что эксперимент удался. За период его действия было принято 788 заявлений, зарегистрировано 646 прав. Поэтому решено продолжить практику экстерриториальной регистрации и развивать ее. Заявителям по-прежнему предоставляется возможность обращаться в любой из пунктов приема документов вышеперечисленных муниципальных образований за регистрацией прав на объекты, находящиеся в этих городах и районах.
В планах нашего управления - после приобретения необходимого оборудования - ввести экстерриториальную регистрацию на всей территории республики.
- Азат Галимзянович, как вы отметили, одновременно можно подать два заявления: на кадастровый учет и на регистрацию. А в какие сроки происходит постановка объекта на кадастровый учет?
- Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по РТ был проанализирован каждый этап прохождения документов, начиная с их приема. Оказалось, что установленные законодательством сроки необходимых процедур можно существенно сократить, при этом не нарушив интересы различных заявителей и без ущерба для рабочего времени сотрудников этой службы. Поэтому было решено поэкспериментировать - попытаться обрабатывать заявления в более короткие сроки. Получилось.
Теперь в нашей республике постановка на кадастровый учет и снятие с него недвижимого имущества будет осуществляться в течение 12 рабочих дней, вместо предусмотренных законом 20. Технический учет объектов капитального строительства, на который отводится до 10 рабочих дней, займет не больше недели. А сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке граждане смогут получить вообще в течение трех дней. Но все это при условии, что предоставленные документы окажутся в порядке, и не потребуется проведение дополнительных работ, к примеру, отправки запросов в другие госучреждения.
Подчеркну, что Земельная кадастровая палата сокращает сроки по собственной инициативе и совершенно бесплатно! Поэтому не поддавайтесь на уловки мошенников, желающих незаконно разбогатеть за ваш счет. Их "страшилки" по поводу того, что гражданам невозможно самостоятельно зарегистрировать свои права на недвижимость, - полная ерунда. Воспользуйтесь нашими советами, приходите, консультируйтесь - сами в этом убедитесь.

Подготовила Ирина Чупина


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International